«Никакой особой роскоши…» Кто летает на Урале частными самолетами?

Краткое описание: интервью с директором компании AVIAV TM (Cofrance SARL) Виталием Архангельским о частных региональных авиаперевозках на Урале и деятельности европейской компании-авиаброкера  в России.

Деловая авиация на Урале существует относительно недавно. Аренда частного самолета стоит дорого, и потому подобные услуги мало востребованы. Однако в последнее время это направление достаточно быстро набирает обороты. Кто же летает тут на персональных воздушных судах, куда и зачем? Об этом рассказал нам  основатель и директор ведущей европейской авиаброкерской компании AVIAV TM (Cofrance SARL) Виталий Архангельский.

 

— Виталий Дмитриевич, если ваша компания находится в Европе, то почему вы работаете в России?

— Не только в России, но и по всему миру. Забронировать частный перелет можно из любого города на планете, где есть аэропорт. Наша компания, действительно, зарегистрирована в Ницце, но у нас есть офисы и в Санкт-Петербурге, и в Москве, скоро откроется в Калининграде, возможно, и в Екатеринбурге он тоже появится. Впрочем, большинство наших клиентов понимают, что офисы в нашей деятельности большой роли не играют, ведь 90% наших заказов мы обслуживаем дистанционно. На стоимости частных рейсов никак не отражается способ заключения договора или место регистрации брокерской фирмы. В России я долгое время жил и учился, в штате у меня много русских сотрудников, поэтому было бы странно, если бы мы не уделяли повышенного внимания российским клиентам.

— Кто же они, ваши клиенты? Кто летает частными самолетами? Приоткройте завесу тайны.

— Многие думают, что частными самолетами летают только известные политики, олигархи и звезды мировой величины, однако это не так. Вот в США, например, подобными услугами активно пользуются представители среднего бизнеса, не говоря уже о крупном, отправляют своих сотрудников в командировки, арендуют самолеты для быстрой доставки грузов, решают другие задачи, связанные с работой организации. Там почти 40% от всех перелетов составляют заказные рейсы. В России ситуация несколько иная, общее количество индивидуальных перелетов – не более 5%. Но клиентами тоже преимущественно являются организации, правда, средний бизнес пользуется ими мало, подобные расходы могут позволить себе только крупные предприятия и учреждения.

«Никакой особой роскоши…» Кто летает на Урале частными самолетами?

— Неужели в России владельцы предприятий не жалеют средств на то, чтобы отправлять своих сотрудников в командировки на частных самолетах? Что-то с трудом в это верится.

— Если есть регулярный рейс по данному направлению в удобное время, то, конечно, арендовать частный самолет незачем. Но деловая авиация выручает именно тогда, когда обычные авиакомпании не справляются. Вот возьмем, например, Урал, о котором мы сегодня говорим. Предположим мне нужно срочно добраться из Кургана в Орск. Поезд едет около 13 часов, автобус еще дольше. Подобного регионального авиарейса не существует. Как быть? Конечно, заказать частный самолет. Да, недешево. Но если необходим оперативный перелет? Если нужно доставить скоропортящиеся продукты? Если где-то авария, и экстренно требуются редкие специалисты? Ситуации в бизнесе бывают разные, вокруг успешных людей жизнь всегда кипит: им не жаль потратить деньги, чтобы выиграть время.

Урал – это ведь огромная территория. Екатеринбург, другие крупные города,  Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округ. Тут огромное количество важных предприятий самого разного характера, особенно развита металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Разумеется, периодически возникают ситуации, когда необходимо совершить местный перелет на небольшое расстояние по какому-то редкому маршруту. Но авиакомпаниям не  выгодно открывать рейс, на который небольшой спрос.

Именно поэтому частные региональные авиаперевозки на Урале являются достаточно востребованными. Обычная пассажирская авиация развита тут не настолько хорошо, как хотелось бы деловым людям. Им не хватает рейсов по многим направлениям, они не желают лететь с пересадкой или путешествовать поездом. Им некогда отправлять сотрудников на автотранспорте.

— И они все-таки отправляют их частным рейсом?

— А что делать, если нет другого выхода? И потом, знаете, есть еще один стереотип, касающийся частных самолетов. Считается, что все они со спальнями, ванными, шикарными салонами. Конечно, такие тоже есть, но чаще всего тут просто более удобные кресла и столики, которые иначе расположены. Может быть диванчик, душ, большой экран, но тоже не всегда. А экономичный вариант, который нанимают, например, для командировок сотрудников, мало чем отличается от эконом-класса.

Читайте также:  ГСС планирует поставить Китаю 10 самолётов SSJ 100

Другое дело, если летит начальство, директор крупной компании, известный общественный деятель. Тогда, да, арендуется презентабельный вариант с роскошным салоном, заказывается дорогой обед из ресторана, в аэропорту встречает длинноногая девушка с цветами и все такое. Любые дополнительные услуги в нашей компании AVIAV TM (Cofrance SARL) всегда можно заказать. Но по факту деловым людям обычно нужен только перелет. Могут еще попросить забронировать номера в гостинице для командировочных, предоставить автобус или машину в городе прибытия. Вот и все, никакой особой роскоши. Короткие региональные авиаперевозки стоят не так уж дорого, ведь цена напрямую зависит от времени перелета.

«Никакой особой роскоши…» Кто летает на Урале частными самолетами?

— Спасибо, что прояснили ситуацию. Скажите, а частные рейсы за пределы Урала кто-нибудь заказывает?

— Конечно, да. Просто стоят подобные рейсы дороже. А летают куда угодно, по всей России, при желании можно отправиться и за границу, и даже на другой континент. Вот на Чемпионата мира по футболу был заказ в Екатеринбург из-за границы, летели болельщики, – просто состоятельные люди, которым хотелось поддержать свою команду.

Мы готовы предоставить среднемагистральный и дальнемагистральный самолет по любому маршруту. Только нужно учитывать, что подобный перелет удастся осуществить лишь из крупного международного аэропорта, например, из того же Кольцово или из Уфы. Поэтому если клиенты находятся где-то далеко, то сначала придется организовать им рейс до нужного аэропорта. Иногда это можно сделать на вертолете, если расстояние не очень большое.

— Значит, у вас можно и вертолет арендовать?

— Разумеется, можно. Не могу сказать, что они очень популярны у наших уральских клиентов, но бывают разные случаи. Если нужен перелет в труднодоступное место, где аэропорта нет, то туда летят вертолетом. Вертолетные площадки есть во многих населенных пунктах, а где-то можно его и в поле посадить или на крышу здания. В общем, если нужно, то воздушное судно мы предоставим, но сначала необходимо получить разрешения на маршрут. С вертолетами это иногда бывает еще сложнее, чем с самолетами, на них тоже существует ряд ограничений. Но для стандартных операций – это всегда пожалуйста, например, перевезти больного в клинику, доставить груз, совершить короткий пассажирский перелет между городами, организовать воздушную экскурсию. Цели у клиентов – разные, а аренда вертолета обходится значительно дешевле, чем найм самолета.

— Расскажите про грузовые перевозки. Кто и что перевозит частными самолетами на Урале?

— Дела тут обстоят в общем-то так же, как и везде. Частный самолет могут нанять для самых разных целей. Начиная от срочной доставки документов и заканчивая крупными и нестандартными грузами, например, гастроли цирка и дельфины в огромных контейнерах. На Урале часто заказывают перевозку запчастей для автомобилей, какую-либо технику или оборудование, строительные материалы, продовольственные товары, стенды и реквизит для выставок, реже – ценности или предметы искусства. Однажды перевозили тело для погребения в другой город. Как-то раз доставляли редкие растения для посадки. А в целом трудно сказать, потому что каждая ситуация глубоко индивидуальна. Персональный рейс обычно заказывают на один перелет туда-обратно или вообще в один конец.

Частная грузовая доставка нередко нужна в каких-то особенных ситуациях, а прежде всего тогда, когда важна срочность. Для подобных перевозок обычно хватает стандартного самолета небольшого размера. Хотя при необходимости мы предоставим и крупный авиалайнер, все зависит от пожеланий клиента.«Никакой особой роскоши…» Кто летает на Урале частными самолетами?

Читайте также:  В ЦАГИ идут испытания по проекту AFLoNext — активное крыло 2-го поколения

— Насколько мне известно, минимальная цена для аренды частного самолета – это тысяча долларов за один час в небе, но чаще – один час стоит значительно больше. Почему эта услуга такая дорогая?

— А вы никогда не задумывались о том, сколько стоит один обычный рейс на авиалайнере, если суммировать все проданные билеты, включая бизнес-класс? Если вы сделаете это, то поймете, что частная авиация обходится не намного дороже. Просто там, где в обычном самолете летят 50 пассажиров, в персональном джете их будет пять, максимум – десять человек. Разумеется, люди платят за дополнительный комфорт, сервис класса люкс, но это не такие уж большие доплаты.

Эксплуатация любого самолета – дорогое удовольствие, при этом совершенно неважно, частный он или нет. В любом случае необходимо оплачивать топливо, работу экипажа, стоянку в аэропорту, техническое и аэронавигационное обслуживание, другие сопутствующие расходы. Наши авиаброкерские и юридические услуги стоят недорого, самое сложное – это добиться всех разрешений на перелет на конкретное время по заданному маршруту. Этим должен заниматься специальный юрист, который хорошо знает авиационное законодательство регионов и стран, где будет проходить полет.

Если клиент заказывает  много дополнительных услуг, на стоимость это тоже повлияет. Например, попросит оформить для него визу, страховку, встретить и проводить в аэропорту, предоставить VIP-зал для ожидания. Это еще самые скромные требования. А бывают и такие, кому непременно нужен белый рояль в салоне и живая музыка в течение всего путешествия. Найти такой вариант бывает нелегко, все это – трудозатраты, а потом еще далеко не каждый владелец подобных дорогих самолетов торопится сдавать их первому встречному. Можно долго искать, а потом выяснится, что клиент пошутил или передумал. Конечно, менеджеры у нас опытные, по разговору обычно способны определить, с кем имеют дело. Но тоже не всегда.

— У вас есть какие-то планы по поводу развития вашей компании в России, в частности на Урале?

— Да, конечно. Идей у нас много. Вот недавно выпустили удобное приложение для айфонов по заказу частного самолета онлайн. Это позволяет сэкономить клиенту деньги и выбрать именно тот самолет, который он хочет. Через приложение можно получить доступ практически ко всей мировой базе самолетов. Клиент не будет ничего платить менеджеру за подбор, бронирование, он может сам ввести всю необходимую информацию и получить желаемый результат. Это относительно новая услуга. Конечно, дополнительный сервис, индивидуальные пожелания,– все это только через оператора. Но если ему нужен стандартный частный перелет без изысков или перевозка обычного груза, то зачем платить еще и за бронирование?

Что касается России, мы планируем открыть тут несколько новых офисов, все-таки здесь много консервативных клиентов, которым важно пообщаться «вживую», лично встретиться, познакомиться, поговорить, подписать документы. По сути офисы важнее для статуса, нежели для дела, но если для заказчиков это имеет значение, то куда деваться?

Есть идея сделать акцент в России на малую авиацию. Она тут, можно сказать, в плачевном состоянии. Вот в Европе – другое дело, там активно используется так называемое «воздушное такси» для перелетов на короткие расстояния. Это легкие самолеты и вертолеты. Для них нужны крохотные аэродромы, для вертолетов – вообще только площадки.  Проблема состоит в том, что при большом количестве и потенциале подобных компактных бортов, их в России фактически не дают использовать. Но на самом деле, если разобраться с законами, то не все так плохо. Поэтому нужных разрешений можно добиться, приложив определенные усилия. Аренда легкого самолета или вертолета стоит «копейки» по сравнению в наймом реактивного бизнес-джета, а польза от такого воздушного судна может быть огромной.

Поскольку наша компания занимается не только арендой частных самолетов, но и их продажей, и другими направлениями, то есть у нас планы и в этой области. Например, сейчас востребован тюнинг самолетов. Изобретается новое оборудование, детали, техническое оснащение для самолетов, менее энергозатратное, более удобное и экономичное, и стоит оно не так дорого. Уже никого не удивишь желанием что-то усовершенствовать в самолете, ведь это намного дешевле, чем покупать новый. Мы помогаем клиентам  в решении подобных задач. В общем, всех карт раскрывать не буду, но интересных идей у нас предостаточно, в частности и по развитию деятельности в России.«Никакой особой роскоши…» Кто летает на Урале частными самолетами?

Читайте также:  Летчик-испытатель Роман Таскаев: МС-21 унаследовал «интеллект» и надёжность самолёта Як-130

— Российские и европейские клиенты чем-то отличаются?

— Европейцы больше склонны экономить. Они часто расспрашивают о каждой мелочи, отказываются от обеда в перелете, не стесняются потребовать отчет за каждый цент. И я бы сказал, что при этом они очень позитивны, шутят, смеются. А российские клиенты намного сдержаннее в эмоциях, но меркантильности не проявляют, и почти всегда готовы доплатить за обед и дополнительные услуги, полагая, что незачем экономить на мелочах.

Правда, российские клиенты иногда думают, что если уж они заказали частный самолет, то им все позволено. А норм безопасности никто не отменял. Поэтому разгуляться по полной программе им никто не даст. Даже если у нас банкеты на борту заказывают, например, для свадебного путешествия, количество алкоголя ограничивается. Или, допустим, клиенты ни с того ни с сего привозят в аэропорт десяток лишних чемоданов, хотя количество груза согласовывалось заранее. «Неужели в самолет не поместятся?» – возмущаются. А частные самолеты – они маленькие, количество багажа ограничено, перегружать нельзя. Вот и возникают недоразумения. Европейцы в этом отношении более дисциплинированны: нельзя – значит нельзя, как договорились – так и делаем.

— А можно подробнее про банкеты? Кто-то отмечает в самолете праздники?

— Это просто частный случай. Бывает, что самолет нанимают для  какого-то крупного мероприятия: свадьбы, юбилея, крутого корпоратива. Люди летят на курорт, возможно, куда-то за границу. Само путешествие – это тоже часть праздника, поэтому клиентам хочется, чтобы обстановка была соответствующая. Поскольку рейс частный, то можно организовать все, что угодно, и застолье и развлекательную программу, и салон украсить. Но если капитан воздушного корабля скажет пристегнуть ремни, то лучше последовать его совету в интересах собственной безопасности.

Нам доводилось устраивать подобные мероприятия в самолетах. Конечно, это большая редкость, такие случаи запоминаются. Например, одна молодая пара из Санкт-Петербурга устроила свадебную церемонию прямо на борту. Красивая, нестандартная идея. Если хочется, и люди могут себе позволить, то почему нет? Они летели в Ниццу, времени было предостаточно. Потом проводили медовый месяц на Лазурном Берегу. Мы помогли им во всем: арендовали виллу, устроили различные мероприятия, прогулки на яхте. Но, конечно, подобное удовольствие могут себе позволить только очень обеспеченные люди. А вот воздушные экскурсии на вертолете в День рождения – это вполне доступная радость, такие заказы у нас бывают и в городах Урала.

— Как вы оцениваете перспективы развития деловой авиации в России?

— Частные самолеты нужны там, где не хватает обычных рейсов, или они плохо организованы. Такие ситуации в России сплошь и рядом, поэтому спрос будет всегда. Однако  поскольку аренда стоит дорого, то пока позволить себе это могут лишь единицы. Значит, нужно стараться, чтобы подобные услуги становились доступнее. Мы работаем в этом направлении, стремимся делать сотрудничество с AVIAV TM (Cofrance SARL) максимально выгодным. Урал – это очень важное направление для нас, поскольку тут много серьезных предприятий, крупных организаций, заводов и промышленных центров. Деловые перелеты тут нужны, как и во многих других регионах, поэтому я смотрю на перспективы развития частной авиации с оптимизмом.

 

Беседу провел независимый журналист Павел Тищенко-Романченко.

 

 

 

 

 

admin