Су-35С — высокотехнологичное настоящее российских ВКС

 

Сверхманёвренный, способный одинаково эффективно поражать воздушные и наземные цели истребитель Су-35С принят на вооружение. Группировка этих машин будет определять превосходство Воздушно-космических сил России над любым противником в ближайшее десятилетие вплоть до появления в войсках новейших комплексов 5-го поколения Су-57. Но и тогда Су-35С будет «лучшим из лучших», оставаясь квинтэссенцией всего самого современного, что было создано в российской боевой авиации за последнее время.

Восторженные эпитеты, применяемые к Су-35С, неслучайны. До официальной презентации перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА – Т-50) Су-35С считался на Западе российским ответом американским F-22 Raptor и F-35 Lightning. Именно он представлялся главной угрозой в бою и конкурентом на экспортном рынке. Причина этого в том, что именно на Су-35С впервые применены технологические решения и установлено оборудование, свойственное более совершенному, 5-му поколению авиатехники. При этом в отличие от сверхдорогих F-22 Су-35С остаётся всё в той же ценовой нише, что и популярные на рынке истребители семейства Су-27/30. Стоимость Су-35С, как и его предшественники поколения 4+, 30–38 млн долларов, что как минимум на треть ниже цены Т-50 и втрое – F-22.

Кроме совершенной аэродинамической схемы планера, у Су-35С ещё очень много достоинств. Это первый российский боевой самолёт, получившей двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С). Этот мотор специально создавался для истребителей 5-го поколения. Он отличается увеличенной тягой в 14,5 т, цифровой системой управления, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это даёт машине не только большую скорость и манёвренность, но и возможность брать больше вооружения.

Любопытный факт раскрыл и один из строевых лётчиков, летающих на Су-35С. В интервью агентству РИА Новости пилот рассказал, что летать ему приходилось почти на всех типах современных истребителей, однако Су-35С намного их превосходит. Он лёгок в управлении и невероятно манёвренный. При этом самолёт способен исчезать с экрана неприятельских радаров в момент так называемого зависания.

Читайте также:  Виктор Бондарев: До 2025 года парк авиатехники будет обновлён до 80-90 процентов

Как объяснил пилот, все системы слежения за воздушными целями основаны на эффекте Доплера. То есть цель может быть отслежена только во время движения. Благодаря особой конструкции сопел Су-35С может на несколько секунд в прямом смысле слова зависнуть в воздухе и в этот момент исчезнуть с радаров. Этот элемент высшего пилотажа является обязательным в демонстрационных полётах Су-35С на различных авиашоу, и совсем недавно мы имели возможность увидеть его на МАКС-2017.

С 5-м поколением Су-35С роднит и полностью цифровая кабина. По некоторым данным, по компоновке и оборудованию она практически такая же, как и у Су-57. В ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них большие цветные жидкокристаллические экраны. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления двигателем заменены электрическими. Это экономит не только место и вес, но и позволяет сделать управление истребителем более точным, ввести в него параллельный (дистанционный) контроль.


Су-35С, Сирия, вылет на боевое задание, февраль 2016 года
Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net

На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить лётчику применить оружие. При этом часть сложных пилотажных режимов, например полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, машина берёт на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы лётчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолёт в неуправляемый штопор.

Читайте также:  ШФДМС получил официальное название CR 929

На Су-35С впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс – БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача – собирать и анализировать всю полётную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолёта на свой аэродром. БИНС работает в связке с приёмниками GPS и ГЛОНАСС. Но может и без них.


Су-35С, МАКС-2015 / (с) Марина Лысцева

Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решёткой (ФАР) «Ирбис» – уникальный на сегодня по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам он близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис» видит цели на дальностях 350–400 км. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150–200 км – железнодорожный мост, за 100–120 км – катер, за 60–70 км – установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков и поразить их все.

Председатель Военно-научного комитета вооруженных сил – замначальника Генштаба генерал-лейтенант Игорь Макушев говорит, что в ходе применения Су-35С в Сирии машина показала не только высокие эксплуатационные качества, но и боевые. При максимальной боевой нагрузке в восемь тонн истребитель берёт на боевое задание авиационные бомбы, ракеты «воздух – воздух», а также впервые применяет противокорабельную крылатую ракету Х-35У.

«В ходе апробации самолёт Су-35С осуществлял применение корректируемых авиационных бомб и управляемых ракет «воздух – поверхность», – сообщил генерал-лейтенант. – Высокие точностные характеристики показала корректируемая авиационная бомба с пассивной головкой самонаведения КАБ-500КР. Выполнены пуски управляемой ракеты «воздух – поверхность» Х-29ТД, а также противокорабельной ракеты Х-35У, доработанной для боевого применения по наземным целям».

Читайте также:  Истребитель пятого поколения — от ПАК ФА до Су-57


Су-35С, статическая экспозиция на МАКС-2015
Фото (с) Андрей Величко, Авиация России

«Кроме того, с учётом оснащённости Су-35С комплексом радиоэлектронного противодействия «Хибины», а также управляемыми ракетами «воздух – воздух» большого радиуса действия самолёт выполнял задачи по прикрытию ударных групп авиации патрульным сопровождением и постановкой заслонов в воздухе в районе выполнения боевой задачи», – уточнил Макушев.

Из этих слов можно сделать вывод, что Су-35С – не только истребитель завоевания господства в воздухе. Машина может считаться по-настоящему многофункциональным комплексом, способным выполнять задачи по борьбе с воздушными, наземными и морскими целями. При этом истребитель будет использовать весь спектр управляемого и неуправляемого вооружения. А применение модифицированных крылатых ракет Х-35У свидетельствует, что у машины есть ещё и большой потенциал модернизации.


Су-35С, Сирия, вылет на боевое задание, февраль 2016 года
Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net

Истребитель 5-го поколения Су-57 появится в войсках ещё не скоро. Его освоение и доведение до ума – процесс не быстрый. От первого Су-27 до его самой совершенной версии Су-35С прошло 35 лет (первые Су-27 поступили в лётные части в 1982 году). Поэтому в ВКС всегда позиционировали Су-35С как переходную ступень перед появлением в войсках машины следующего, более совершенного поколения. На Су-35С лётчики должны начать освоение техники будущего, учиться грамотно применять её в бою, отполировывая на практике требования к Су-57. С принятием на вооружение Су-35С, независимо от того, когда в части поступят первые комплексы 5-го поколения, высокотехнологичное будущее наших ВКС наступило.

По материалам ТК «Звезда»

admin